Дополните схему образования ионов


Дополните схему образования ионов

1 Методические рекомендации по суммативному оцениванию Химия 7 класс Астана, 206

2 Методические рекомендации составлены в помощь учителю при планировании, организации и проведении суммативного оценивания по предмету «Химия» для учащихся 7 классов. Методические рекомендации подготовлены на основе интегрированной учебной программы и учебного плана. Суммативное оценивание в 7 классе проводится в,2,3 и 4 четвертях. Задания для суммативного оценивания за раздел/ сквозную тему позволят учителю определить уровень достижения учащимися целей обучения, запланированных на четверть. Для проведения суммативного оценивания за раздел/ сквозную тему в методических рекомендациях предлагаются задания, критерии оценивания с дескрипторами и баллами. Также в сборнике описаны возможные уровни учебных достижений учащихся (рубрики). Задания с дескрипторами и баллами носят рекомендательный характер. Для проведения суммативного оценивания за четверть предлагается спецификация со схемой выставления баллов. Спецификация стандартизирована и обязательна для проведения суммативного оценивания за четверть. Методические рекомендации предназначены для учителей и администрации Назарбаев Интеллектуальных школ. При подготовке методических рекомендаций использованы ресурсы (рисунки, фотографии, тексты, видео- и аудиоматериалы и др.), находящиеся в открытом доступе на официальных интернет-сайтах. 2

3 Содержание 0TUЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА ЧЕТВЕРТЬU0T TUСуммативное оценивание за раздел 7. А «Введение в химию. Элементы, соединения и смеси»u0t TUСуммативное оцениваниеu0t 0TUза раздел 7. В «Изменения агрегатного состояния веществ»u0t TUСпецификация суммативного оцениванияu0t 0TUза четвертьu0t TUЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬU0T TUСуммативное оцениваниеu0t 0TUза раздел 7.2 А «Реакция горения»u0t TUСуммативное оцениваниеu0t 0TUза раздел 7.2 В «Простые химические реакции»u0t TUСпецификация суммативного оцениванияu0t 0TUза 2 четвертьu0t

4 ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА ЧЕТВЕРТЬ 4

5 Суммативное оценивание за раздел 7. А «Введение в химию. Элементы, соединения и смеси» Подраздел Цели обучения Уровень мыслительных навыков Критерии оценивания Химия часть естествознания Химические элементы Чистые вещества Соединения Смеси Разделение смесей Основные различия между соединениями и смесями 7... Знать и понимать, что изучает наука химия Знать и понимать правила безопасной работы в лаборатории Понимать элемент как вещество, содержащее определенный вид атома Знать, что чистое вещество состоит из одинаковых атомов или молекул Понимать, что большинство веществ не являются химически чистыми и необходимо работать с чистыми веществами Знать виды смесей и способы их разделения Планировать и проводить простой эксперимент на примере разделения смесей Различать элемент, смесь и соединение Использовать свои знания о физических свойствах элементов, соединений для распознавания незнакомых веществ и смесей. Знание и понимание, применение, анализ. Учащийся Формулирует определение химии как науки. Воспроизводит правила техники безопасности при работе в химической лаборатории и кабинете. Объясняет правила техники безопасности при работе в химической лаборатории и кабинете. Описывает элемент как вещество, состоящее из одинаковых атомов. Определяет, что чистое вещество состоит из одинаковых атомов или молекул. Различает химически чистые вещества и понимает, что в химии необходимо работать с чистыми веществами. Называет виды смесей/ способы их разделения. Планирует эксперимент по разделению смеси. 5

6 Распознает элементы, смеси и соединения. Классифицирует незнакомые химические системы на элементы, соединения и смеси, используя знания об их физических свойствах. Время выполнения 25 минут Задание. Сформулируйте определение химии как науки. [] 2. При работе в химической лаборатории необходимо соблюдать правила техники безопасности, несоблюдение которых может привести к несчастным случаям. Рассмотрите нижеприведенные запрещающие знаки. Опишите, какое правило техники безопасности они обозначают и к чему может привести его несоблюдение. a) [2] b) [2] c) [2] 3. a) Запишите определение понятия «химический элемент», расположив слова в нужном порядке. вид характеризующихся атомов ядра одинаковым это зарядом Химический элемент - [] b) Приведите пример химического элемента. [] 6

7 4. Чистыми веществами являются: A) воздух B) железо C) кислород D) молоко [] 5. Можно ли изучать свойства воды, используя для этой цели морскую воду? Почему? Поясните свой ответ. [2] 6. Дана смесь поваренной соли, речного песка и золы. a) Разделите данные смеси по видам смесей. [2] b) Какой будет последовательность ваших действий по разделению данной смеси? В ответе запишите буквы, соответствующие последовательности действий. A) B) C) D) Ответ: [2] с) Поясните, почему вы выбрали данную последовательность. [2] 7

8 7. Распределите предложенные образцы на элементы, соединения и смеси: стекло, водород, углекислый газ, вода, свинец, туман. Элементы Соединения Смеси 8. Ученик провёл ряд экспериментов с тремя неизвестными химическими системами X, Y и Z. Полученные результаты были занесены им в нижеприведённую таблицу. Используя данные ученика, определите, какая из химических систем является элементом, соединением и смесью. Цвет Состав Способность к разделению X Однородный Постоянный Может быть разделено на другие вещества только при помощи химической реакции Y Неоднородный, с вкраплениями Непостоянный Может быть разделено физическими методами Z Однородный Постоянный Не может быть разделено на другие вещества с помощью химических или физических методов [3] Ответ: X это, Y это, Z это [3] [Всего: 24 балла] Критерии оценивания задания Формулирует определение химии как науки. Воспроизводит правила техники безопасности при работе в химической лаборатории и кабинете. Объясняет правила техники безопасности при работе в химической лаборатории и кабинете. Дескриптор Учащийся указывает несколько областей науки, которые изучает химия; 2 описывает три правила техники безопасности, обозначающие запрещающие знаки; объясняет, к чему может привести несоблюдение указанных трех правил техники безопасности; Балл 3 3 8

9 Описывает элемент как вещество, состоящее из одинаковых атомов. Определяет, что чистое вещество состоит из одинаковых атомов или молекул. Различает химически чистые вещества и понимает, что в химии необходимо работать с чистыми веществами. Называет виды смесей/способы разделения. Планирует эксперимент по разделению смеси. Распознает элементы, смеси и соединения. Классифицирует незнакомые химические системы на элементы, соединения и смеси, используя знания об их физических свойствах. 3 записывает определение понятия «химический элемент», расположив слова в нужном порядке; приводит пример химического элемента; 4 определяет чистые вещества среди предложенных вариантов ответа; (за 2 ответа) 5 определяет, к каким веществам относится морская вода (чистое или не чистое); объясняет, можно или нет использовать морскую воду для изучения свойств воды и почему; 6 определяет 2 вида смесей; 2 выбирает подходящую последовательность разделения смеси (если допускает ошибку, снимается балл); поясняет, почему выбрал данную последовательность (по баллу за объяснение каждых двух этапов разделения смеси); 7 распределяет предложенные образцы на элементы; распределяет предложенные образцы на соединения; распределяет предложенные образцы на смеси; 8 распознает среди незнакомых химических систем элемент; распознает среди незнакомых химических систем соединение ; распознает среди незнакомых химических систем смесь. Всего баллов

10 Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Введение в химию. Элементы, соединения и смеси» ФИО учащегося Критерии оценивания Формулирует определение химии как науки. Уровень учебных достижений Низкий Средний Высокий Затрудняется представить определение о химии, как науке. Приводит одну область, которую изучает химия. Приводит несколько областей, которые изучает химия. Воспроизводит правила техники безопасности при работе в химической лаборатории и кабинете. Затрудняется описать правила техники безопасности при работе в химической лаборатории и кабинете. Допускает ошибку при воспроизведении правил техники безопасности в химической лаборатории и кабинете. Воспроизводит весь спектр правил техники безопасности при работе в химической лаборатории и кабинете. Объясняет правила техники безопасности при работе в химической лаборатории и кабинете. Затрудняется в объяснении необходимости соблюдения правил техники безопасности при работе в химической лаборатории и кабинете. Допускает ошибку при объяснении необходимости соблюдения правил техники безопасности при работе в химической лаборатории и кабинете. Демонстрирует полное понимание необходимости соблюдения правил техники безопасности при работе в химической лаборатории и кабинете. Описывает элемент как вещество, состоящее из одинаковых атомов. Затрудняется при описании понятия «химический элемент»/ примере. Допускает ошибки в определении/примере химического элемента. Показывает полное знание понятия «химический элемент». Определяет, что чистое вещество состоит из одинаковых атомов или молекул. Демонстрирует слабое понимание того, что чистое вещество состоит из одинаковых атомов или молекул. Демонстрирует частичное понимание того, что чистое вещество состоит из одинаковых атомов или молекул. Демонстрирует полное понимание того, что чистое вещество состоит из одинаковых атомов или молекул. Различает химически Затрудняется отличить химически Отличает химически Отличает химически 0

11 чистые вещества и понимает, что в химии необходимо работать с чистыми веществами. чистые вещества от смесей. чистые вещества от смесей и демонстрирует понимание необходимости работать только с чистыми веществами без обоснования. чистые вещества от смесей и демонстрирует понимание необходимости работать только с чистыми веществами с обоснованием. Называет виды смесей. Затрудняется при классификации смесей на гомогенные и гетерогенные (однородные и неоднородные). Допускает ошибку в классификации смесей на гомогенные и гетерогенные (однородные и неоднородные). Демонстрирует полное понимание классификации смесей на гомогенные и гетерогенные (однородные и неоднородные). Планирует эксперимент по разделению смеси. Затрудняется в интеграции знаний, умений и навыков при планировании эксперимента по разделению смеси, не обосновывая предложенные методы. Интегрирует знания, умения и навыки при планировании эксперимента по разделению смеси с частичным обоснованием предложенных методов. Интегрирует знания, умения и навыки при планировании эксперимента по разделению смеси с полным обоснованием предложенных методов. Распознает элементы, смеси и соединения. Затрудняется классифицировать на элементы, соединения и смеси. Допускает ошибку в классификации на элементы, соединения и смеси. Классифицирует на элементы, соединения и смеси весь спектр примеров. Классифицирует незнакомые химические системы на элементы, соединения и смеси, используя знания об их физических свойствах. Затрудняется распознать элементы, соединения и смеси. Используя знания о физических свойствах элементов, соединений и смесей, распознает два из них. Используя знания о физических свойствах элементов, соединений и смесей, распознает все из них среди незнакомых химических систем.

12 Суммативное оценивание за раздел 7.В «Изменения агрегатного состояния веществ» Подраздел Цель обучения Уровень мыслительных навыков Критерии оценивания Время выполнения: Охлаждение/ нагревание Плавление/замерзание Испарение /конденсация Кипение Объяснение изменения состояний веществ c точки зрения теории элементарных частиц Различать физические и химические явления Знать различные агрегатные состояния веществ и понимать структуру твердых, жидких и газообразных веществ согласно теории частиц Понимать различие между температурой и количеством теплоты и, что тепловая энергия изменяет движение частиц Изучить процесс охлаждения, построить кривую охлаждения и проанализировать ее, объяснить свои наблюдения, используя теорию частиц Изучить процесс кипения, построить кривую нагревания и проанализировать ее, объяснить свои наблюдения, используя теорию частиц Понимать разницу между испарением и кипением на уровне теории частиц. Знание и понимание, применение, оценка Учащийся Отличает физические и химические явления. Устанавливает признаки физических и химических явлений. Объясняет структуру твердых, жидких и газообразных веществ согласно теории частиц. Объясняет различие между температурой и количеством теплоты. Объясняет, как тепловая энергия изменяет движение частиц. Строит кривую охлаждения на основе экспериментальных данных. Анализирует участки кривой охлаждения. Объясняет процесс охлаждения и кристаллизации, используя теорию частиц. Строит кривую нагревания на основе экспериментальных данных. Анализирует участки кривой нагревания. Объясняет процесс нагревания и плавления, используя теорию частиц. Устанавливает разницу между испарением и кипением на уровне теории частиц. 25 минут 2

13 Задание. Все явления, происходящие с телами и веществами, делятся на физические и химические. a) Приведите два примера физических явлений [] b) Назовите признаки физических явлений [] c) Приведите два примера химических явлений [] d) Назовите признаки химических явлений [] 2. Определите, на каком из ниже приведенных рисунков изображено жидкое вещество. Объясните свой выбор, используя теорию частиц. Ответ: А) В) С) [2] 3. Температуру и количество теплоты как различные понятия первым определил Ламбер (755). Объясните, в чём заключается различие между двумя данными величинами и как тепловая энергия изменяет движение частиц. [2] 4. На День рождение девочке подарили воздушный шарик. Однако данный шарик был сильно наполнен и после длительной прогулки под палящим солнцем лопнул. Объясните, почему так произошло, используя для этого теорию частиц. Ответ: [] 3

14 P 5. В химической лаборатории был проведён эксперимент по изучению процесса нагревания и охлаждения вещества. а) Постройте график кривой нагревания и охлаждения вещества, используя табличные данные. Время/ мин Температура/ о PС в) В какой момент времени начался процесс плавления и нагревания вещества и сколько он длился? [2] с) В какой момент времени начался процесс охлаждения и кристаллизации вещества и сколько он длился? [2] d) Чему равна температура плавления и кристаллизации вещества? [] e) Объясните процессы нагревания и плавления с точки зрения теории частиц [2] f) Объясните процессы охлаждения и кристаллизации с точки зрения теории частиц. [2] [3] 4

15 6. Дополните предложение, выбрав подходящие фразы: внутри жидкости; на поверхности жидкости; внутри и на поверхности жидкости; внутри и на поверхности жидкости; Образование пара при кипении происходит, а при испарении [2] [Всего: 23 баллов] Критерии оценивания задания Отличает физические и химические явления. Устанавливает признаки физических и химических явлений. Объясняет структуру твердых, жидких и газообразных веществ согласно теории частиц. Объясняет различие между температурой и количеством теплоты. Объясняет, как тепловая энергия изменяет движение частиц. Объясняет, как тепловая энергия изменяет движение частиц. Строит кривую нагревания и охлаждения на основе экспериментальных данных. Анализирует участки кривой нагревания. Анализирует участки кривой охлаждения. Учащийся Дескриптор приводит примеры физических явлений; приводит примеры химических явлений; называет признаки физических явлений; называет признаки химических явлений; 2 правильно указывает картинку, на которой изображено жидкое вещество; объясняет свой выбор, используя теорию частиц; 3 объясняет различие между температурой и количеством теплоты; объясняет, как тепловая энергия изменяет движение частиц; 4 объясняет, как тепловая энергия изменяет движение частиц; 5 правильно указывает величины по оси абсцисс и ординат; правильно отмечает все точки, используя табличные данные; строит кривую нагревания и охлаждения; определяет участок процесса плавления на графике; определяет участок процесса нагревания на графике; определяет участки процесса охлаждения на графике; определяет участки процесса кристаллизации на графике; Балл 5

16 Объясняет процесс нагревания и плавления, используя теорию частиц. определяет температуру плавления и кристаллизации вещества; объясняет с точки зрения теории частиц процесс нагревания; объясняет с точки зрения теории частиц процесс плавления; Объясняет процесс охлаждения и кристаллизации, используя теорию частиц. Устанавливает разницу между испарением и кипением на уровне теории частиц. объясняет с точки зрения теории частиц процесс охлаждения; объясняет с точки зрения теории частиц процесс кристаллизации; 6 определяет разницу между испарением и кипением. Всего баллов

17 Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел 7.В «Изменения агрегатного состояния веществ» ФИО учащегося Критерии оценивания Уровень учебных достижений Низкий Средний Высокий Отличает физические и химические явления. Затрудняется привести примеры физических и химических явлений. Допускает ошибку в примерах физических и химических явлений/ приводит в качестве примеров только ранее изученные явления. Приводит примеры физических и химических явлений ранее изученных и незнакомых. Устанавливает признаки физических и химических явлений. Затрудняется назвать признаки физических и химических явлений. Допускает ошибку в признаках физических / химических явлений. Называет признаки физических и химических явлений. Объясняет структуру твердых, жидких и газообразных веществ согласно теории частиц. Затрудняется выбрать, объяснить структуру жидкого вещества. Допускает ошибку в выборе структуры жидкого вещества/ объяснении структуры жидкого вещества с точки зрения теории частиц. Объясняет структуру жидкого вещества с точки зрения теории частиц. Объясняет различие между температурой и количеством теплоты. Затрудняется представить различия между температурой и количеством теплоты и объяснить как тепловая энергия изменяет движение частиц. Допускает ошибку в различиях между температурой и количеством теплоты/ объяснении, как тепловая энергия изменяет движение частиц. Демонстрирует знание различий между температурой и количеством теплоты и объясняет как тепловая энергия изменяет движение частиц. Объясняет, как тепловая энергия изменяет движение частиц. Затрудняется продемонстрировать понимание того, что тепловая энергия изменяет движение частиц. Демонстрирует понимание того, как тепловая энергия изменяет движение частиц только на примере нагревания/ охлаждения. Демонстрирует понимание того, как тепловая энергия изменяет движение частиц на примере нагревания и охлаждения. 7

18 Строит кривую нагревания и охлаждения на основе экспериментальных данных. Затрудняется строить график. Допускает ошибки при указании величин по оси абсцисс и ординат/ нанесении точек на графике/ построении кривой нагревания и охлаждения. Верно строит график. Анализирует участки кривой нагревания. Затрудняется в анализе участков нагревания на графике. Допускает ошибку при определении и анализе участка процесса плавления/нагревания на графике. Определяет и анализирует участки кривой нагревания. Анализирует участки кривой охлаждения. Затрудняется в анализе участков охлаждения на графике. Допускает ошибку при определении и анализе участка процесса охлаждения/ кристаллизации на графике. Определяет и анализирует участки кривой охлаждения. Объясняет процесс нагревания и плавления, используя теорию частиц. Затрудняется объяснить/ объясняет процессы нагревания и плавления, не используя теорию частиц. Допускает ошибки при объяснении процессов нагревания/ плавления с точки зрения теории частиц. Объясняет процессы нагревания и плавления с точки зрения теории частиц. Объясняет процесс охлаждения и кристаллизации, используя теорию частиц. Затрудняется объяснить/ объясняет процессы охлаждения и кристаллизации, не используя теорию частиц. Допускает ошибки при объяснении процессов охлаждения / кристаллизации с точки зрения теории частиц. Объясняет процессы охлаждения и кристаллизации с точки зрения теории частиц. Устанавливает разницу между испарением и кипением на уровне теории частиц Затрудняется при установлении разницы между испарением и кипением. Устанавливает характерные особенности только одного явления (испарения или кипения). Определяет разницу между испарением и кипением. 8

19 Спецификация суммативного оценивания за четверть 9

20 . Цель суммативного оценивания за четверть Суммативное оценивание направлено на проверку достижения учащимися целей обучения и выявление их уровня знаний, умений и навыков, приобретенных в течение четверти в рамках Интегрированной образовательной программы. Спецификация описывает содержание и процедуру проведения суммативного оценивания за четверть по предмету «Химия» в 7 классе. 2. Документ, определяющий содержание суммативного оценивания за четверть Учебная программа по предмету «Химия» Основная школа (7-0 классы) (с русским языком обучения). 3. Обзор суммативного оценивания за четверть 3. Продолжительность теста: 60 минут Количество баллов: Структура суммативного оценивания В суммативном оценивании за четверть используются различные типы заданий: вопросы с множественным выбором ответа, вопросы, требующие краткого / развернутого ответов. Данный вариант состоит из 2 заданий, включающих вопросы с кратким и развернутым ответами. В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде численного значения, слова или короткого предложения. В вопросах, требующих развернутого ответа, обучающийся должен показать всю последовательность действий в решении заданий для получения максимального балла. Оценивается способность учащегося выбирать и применять математические приемы в ряде математических контекстов. Задание может содержать несколько структурных частей/вопросов. 20

21 Раздел Тема Описание/ тип заданий Количество заданий Общий балл 7.А Введение в химию. Элементы, соединения и смеси. Химия часть естествознания Химические элементы Чистые вещества Соединения Смеси Разделение смесей Основные различия между соединениями и смесями. Учащиеся выполняют одно задание закрытого типа с множественным выбором ответов, шесть заданий открытого типа с кратким ответом, одно задание с развёрнутым ответом В Изменения агрегатного состояния веществ. Охлаждение/нагревание Плавление/замерзание Испарение /конденсация Кипение Объяснение изменения состояний веществ c точки зрения теории элементарных частиц. Учащиеся выполняют одно задание закрытого типа с множественным выбором ответов, два задания с кратким ответом и одно задание с развёрнутым ответом

22 4. Образец заданий и схема выставления баллов. Задания суммативного оценивания за четверть по предмету «Химия». 0T 0TЧистое вещество, состоящее только из одного вида атомов, классифицируется как: A) элемент B) гетерогенная смесь C) гомогенная смесь D) соединение 2. Какое из перечисленных явлений не относится к химическим: A) горение спирта B) скисание молока C) образование росы D) ржавление железа [] [] 3. Для того, чтобы наиболее эффективным способом предупредить людей об опасности химических реактивов, были разработаны предупреждающие знаки и символы опасности. Подпишите значение нижеприведённых предупреждающих знаков. a) b) c) d) [2] 4. На нижеприведённых рисунках атомы разных элементов представлены различными цветами. Определите и перечислите буквенные обозначения рисунков, на которых изображено чистое вещество. А) B) C) D) E) Ответ: [] 22

23 5. Митя и Артём проводили один и тот же эксперимент в лаборатории. Митя приготовил растворы для эксперимента с использованием дистиллированной воды, а Артём для этих целей взял водопроводную воду. В ходе эксперимента Митя получил правильные результаты, а у Артема эксперимент не получился. (a) В чём причина неудачного эксперимента Артёма? [] (b) Какой вывод можно сделать из этого опыта? [] 6. Классифицируйте предложенные смеси на гомогенные (однородные) и гетерогенные (неоднородные): бензин и вода, спирт и вода, глина и вода, порошок железа и серы, сахар и вода. Гомогенные - Гетерогенные - [] [] 7. Для разделения смесей используются способы, основанные на различиях в физических свойствах компонентов смеси. Укажите названия способов разделения смесей, приведенные на рисунках ниже: А) B) C) D) Ответ: А -, В -, С-, D - [2] 8. Составьте план разделения смеси, состоящей из железных опилок, порошка серы и соли. [4] 23

24 9. Заполните сравнительную таблицу «Элемент, соединение и смесь». Элемент Соединение Смесь Состав постоянный Характеристика состоит из одного вида атомов Пример песок и соль [3] 0. На рисунке изображено изменение агрегатного состояния веществ А) В) С) Рис. (а) Определите: Агрегатное состояние вещества А - Агрегатное состояние вещества В - Агрегатное состояние вещества С - [] (b) Назовите процессы изменения агрегатных состояний веществ: Процесс -, Процесс 2 -, Процесс 3 - Процесс 4 - [4] 24

25 . При повышении температуры столб термометра поднимается (Рис.2). Объясните данное явление, используя теорию частиц. [] Рис.2 2. На рисунке 3 изображена кривая нагревания и охлаждения вещества: Рис.3 (а) Каким процессам соответствуют участки кривой: Участок AB -, Участок DE -, Участок BC -, Участок EF -, Участок CD -, Участок FК - [4] (b) Почему на участках ВС и EF температура не изменяется, куда исчезла энергия? [2] [Итого: 30 баллов] 25

26 Схема выставления баллов Ответ Балл А 2 С 3 a) огнеопасное вещество b) ядовитое вещество c) взрывоопасное вещество d) едкое вещество 2 4 A, B, D Артём использовал для приготовления растворов водопроводную воду, которая не 5(a) является химически чистой и содержит различные примеси (является смесью), поэтому его эксперимент был неудачным. При проведении химических экспериментов необходимо использовать только чистые 5(b) вещества Гомогенные: спирт и вода, сахар и вода Гетерогенные: бензин и вода, глина и вода, порошок железа и серы. А выпаривание (кристаллизация), В - отстаивание, С магнитная сепарация, D - фильтрование Шаг Использование магнита для отделения железных опилок. Шаг 2 Добавление к смеси воды (растворение соли). Шаг 3 Отделение серы фильтрованием. Шаг 4 Выпаривание воды до полной кристаллизации соли. 2 4 Дополнительная информация балл за каждые два правильных ответа Принимается ответ: В химии необходимо работать с чистыми веществами балл за каждые два правильных ответа балл за каждый шаг. Принимается любая правильная формулировка ответа 9 0 (а) 0 (b) Элемент Соединение Смесь Состав постоянный постоянный непостоянный (переменный) Характерис тика Пример состоит из одного вида атомов железо, сера состоит из химически связанных двух и более видов атомов сульфид железа состоит из разных простых веществ и соединений песок и соль А газообразное, В твёрдое, С - жидкое - десублимация, 2 возгонка (сублимация), 3- плавление, 4- кристаллизация 3 4 балл за состав, балл за характеристику, балл за примеры (ученик может привести любые правильные примеры) За все 3 правильные ответы балл за каждый правильный ответ 26

27 2 (a) 2 (b) При нагревании частицы вещества начинают двигаться быстрее, вещество в столбике термометра расширяется и поднимается. AB нагревание льда, BC плавление льда, CD нагревание воды, DE охлаждение воды, EF кристаллизация воды, FK - охлаждение льда Температура на участке ВС не повысилась, т.к. при плавлении энергия расходуется на разрыв связей между молекулами твердого вещества. Температура на участке EF не понизилась, т.к. при кристаллизации энергия выделяется при образовании связей между молекулами 4 балл за участки нагревания, балл за плавление, балл за участки охлаждения, балл за кристаллизацию 5. Правила проведения суммативного оценивания В период проведения суммативного оценивания закройте любые наглядные материалы в Вашем кабинете: диаграммы, схемы, постеры, плакаты или карты, которые могут быть подсказкой. Перед началом суммативного оценивания зачитайте инструкцию и сообщите учащимся, сколько времени выделено для выполнения работы. Напомните учащимся, что им нельзя разговаривать друг с другом во время выполнения работы. Когда Вы закончите инструкции, убедитесь, что все учащиеся поняли, и спросите, есть ли у них вопросы, прежде чем приступить к выполнению работы. Удостоверьтесь, что учащиеся работают самостоятельно, и у них нет возможности помогать друг другу. Во время проведения суммативного оценивания у учащихся не должно быть доступа к дополнительным ресурсам, которые могут помочь им, например, словарям или справочной литературе (кроме тех случаев, когда по спецификации этот ресурс разрешается). Рекомендуйте учащимся зачёркивать неправильные ответы вместо того, чтобы стирать их ластиком. В процессе выполнения работы отвечайте на вопросы, касающиеся инструкции и времени выполнения. Вы не должны читать слова за учащихся, помогать с правописанием, перефразировать вопросы и комментировать любую информацию, которая может предоставить преимущество отдельным учащимся. Сообщите учащимся, когда останется 5 минут до завершения суммативного оценивания. После окончания времени, отведенного на суммативную работу, попросите учащихся прекратить работу и положить свои ручки/ карандаши на парту. 6. Модерация и выставление баллов Все учителя используют одинаковую схему выставления баллов. В процессе модерации необходимо проверять образцы работ с выставленными баллами для того, чтобы не допускать отклонения от единой схемы выставления баллов. 27

28 ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ 28

29 Суммативное оценивание за раздел 7.2 А «Реакция горения» Подраздел Цели обучения Уровень мыслительных навыко: Критерии оценивания Время выполнения Горючие/негорючие/ легковоспламеняющиеся вещества Горение металлов и неметаллов, образование основных и кислотных оксидов Знать состав воздуха Знать, что при горении вещества расходуется кислород, входящий в состав воздуха Понимать, что вещества лучше горят в чистом кислороде, чем в воздухе Понимать процесс горения и знать его продукты; Приводить примеры легко воспламеняющихся, горючих и негорючих веществ Знать о «треугольнике огня»: топливо, кислород, источник возгорания Знать, что оксиды неметаллов являются кислотными, а оксиды металлов основными. Знание и понимание, применение Учащийся Указывает качественный и количественный состав воздуха. Определяет, что при горении расходуется кислород, входящий в состав воздуха. Устанавливает, что вещества лучше горят в чистом кислороде, чем в воздухе. Указывает условия горения веществ и продукты реакции горения. Приводит примеры легковоспламеняющихся, горючих и негорючих веществ. Применяет знания о «треугольнике огня» в практических ситуациях. Классифицирует оксиды неметаллов и металлов на кислотные и основные. 25 минут 29

30 Задание. Воздух природная смесь газообразных веществ. Укажите качественный и количественный состав чистого атмосферного воздуха (вещества и их процентное содержание). [2] 2. Ученик установил и зажег две свечи. Первую свечу он оставил без изменений, а вторую - плотно накрыл стеклянной банкой. Первая свеча продолжала гореть. Вторая свеча потухла. Банка запотела. (a) Почему первая свеча продолжала гореть? Что необходимо для горения? [] (b) Почему свеча, накрытая банкой, потухла спустя некоторое время? Что образовалось внутри банки? [] (с) Почему банка запотела? [] (d) Какие вещества являются продуктами горения парафина? [] (e) Какие испытания (тесты) необходимо провести для определения продуктов горения? Дайте развернутый ответ. [2] 3. Горящую лучину внесли в колбу с чистым кислородом. Объясните, как изменится пламя горящей лучины. Ответ поясните. [2] 4. Первой химической реакцией, с которой познакомился человек, была реакция горения. (a) Сформулируйте определение процесса горения. [] b) Перечислите условия, необходимые для проведения реакции горения. [] 30

31 (с) Запишите словесное уравнение реакции горения магния и фосфора. [2] 5. По горючести вещества подразделяются на три группы: легковоспламеняющиеся, горючие и негорючие. Приведите по одному примеру веществ из каждой группы. Легковоспламеняющееся вещество - Горючее вещество - Негорючее вещество - [] [] [] 6. На рисунке изображен «треугольник огня», при удалении одной из сторон которого огонь потухает. Определите и объясните, какая из сторон треугольника удаляется для предотвращения пожара в следующих ситуациях: (a) Тушение пожара песком. [] (b) Распашка противопожарных полос для предотвращения или нераспространения огня вокруг леса. [] (с) Тушение огня одеялом. [] 7. Из предложенных простых веществ определите вещества, продуктом горения которых являются кислотные и основные оксиды: азот (N), железо (Fe), сера (S), кальций (Са), медь (Cu). Кислотные оксиды образуются при сгорании [] Основные оксиды образуются при сгорании [] [Всего: 22 баллов] 3

32 Критерииоценивания задания Указывает качественный и количественный состав воздуха. Определяет, что при горении расходуется кислород, входящий в состав воздуха. Устанавливает, что вещества лучше горят в чистом кислороде, чем в воздухе. Указывает условия горения веществ и продукты реакции горения. Приводит примеры легковоспламеняющихся, горючих и негорючих веществ. Применяет знания о «треугольнике огня» в практических ситуациях. Классифицирует оксиды неметаллов и металлов на кислотные и основные. Дескриптор Учащийся указывает качественный состав воздуха; указывает количественный состав воздуха; 2 определяет необходимое условие для горения; определяет, какой газ расходуется при горении, а какой выделяется; определяет, пары какой жидкости выделяются при горении; определяет продукты горения парафина; указывает и объясняет с помощью каких испытаний (тестов) можно определить два продукта горения парафина; 3 устанавливает, что в чистом кислороде пламя разгорается; поясняет, почему пламя разгорается; 4 формулирует определение процесса горения; перечисляет условия, необходимые для проведения реакции горения; записывает словесное уравнение горения магния; записывает словесное уравнение горения фосфора; 5 приводит пример легковоспламеняющегося вещества; приводит пример горючего вещества; приводит пример негорючего вещества; 6 определяет, какая из сторон «треугольника огня» удаляется при тушении пожара песком; определяет, какая из сторон «треугольника огня» удаляется при распашке полос вокруг леса; определяет, какая из сторон «треугольника огня» удаляется при тушении огня одеялом 7 определяет простые вещества, продуктом горения которых являются кислотные оксиды; Балл 2 32

33 определяет простые вещества, продуктом горения которых являются основные оксиды. Итого: 22 33

34 Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Реакция горения» ФИО учащегося Критерии оценивания Уровень учебных достижений Низкий Средний Высокий Указывает качественный и количественный состав воздуха. Затрудняется назвать качественный или количественный состав воздуха. Допускает ошибки в качественном/ количественном составе воздуха. Демонстрирует знание качественного и количественного состава воздуха. Определяет, что при горении расходуется кислород, входящий в состав воздуха. Затрудняется определить газ, который расходуется при горении и продукты реакции горения. Допускает ошибки при определении условий горения/ газа, который расходуется при горении/ продуктов реакции горения/ тестов для определения продуктов горения парафина. Определяет, что при горении расходуется кислород, определяет продукты реакции горения. Устанавливает, что вещества лучше горят в чистом кислороде, чем в воздухе. Затрудняется определить, что вещества лучше горят в чистом кислороде, чем в воздухе/ объяснении данного процесса. Допускает ошибки при определении того, что вещества лучше горят в чистом кислороде, чем в воздухе / признаков / объяснении данного процесса. Демонстирует понимание того, что вещества лучше горят в чистом кислороде, чем в воздухе, указывая признаки и объясняя данное явление. Указывает условия горения веществ и продукты реакции горения. Затрудняется в описании процесса горения, условий и продуктов горения, а также в написании уравнений реакций. Допускает ошибки в описании процесса горения / условиях/ продуктах горения/ в словесных уравнениях реакции. Дает полное описание процесса горения с указанием условий и продуктов горения. Записывает словесные уравнения реакции. 34

35 Приводит примеры легковоспламеняющихс я, горючих и негорючих веществ. Затрудняется привести примеры. Допускает ошибки в примерах легковоспламеняющегося / горючего / негорючего веществ. Приводит примеры для всех групп веществ. Применяет знания о «треугольнике огня» в практических ситуациях. Затрудняется применить «треугольник огня» в различных ситуациях. Допускает ошибки в применении «треугольника огня» при тушении пожара песком/ распашке полос вокруг леса/ тушении огня одеялом. Применяет знание о «треугольнике огня» в различных ситуациях. Классифицирует оксиды неметаллов и металлов на кислотные и основные. Затрудняется в классификации оксидов на кислотные и основные. Допускает ошибки при классификации оксидов неметаллов и металлов на кислотные и основные. Верно классифицирует оксиды неметаллов и металлов на кислотные и основные. 35

36 Суммативное оценивание за раздел 7.2В «Простые химические реакции» Подраздел Цели обучения Уровень мыслительных навыков Критерии оценивания Кислоты и щелочи Химические реакции кислот Индикаторы Распознавать водород, углекислый газ и воду в качестве новых веществ, образованных в результате реакции кислот Знать, что кислые или мылкие вещества являются природными кислотами и щелочами знать, что некоторые вещества являются природными индикаторами (красная капуста, лепестки розы, свекла и т.д.) и процесс их экстракции знать химические индикаторы (метиловый оранжевый, лакмус, фенолфталеин) и изменение их окраски в различных средах определять кислоты и щелочи с использованием универсального индикатора понять нейтрализацию кислот на примере применения «желудочного порошка» исследовать реакции различных металлов с разбавленными кислотами знать и осуществлять на практике качественную реакцию на водород исследовать реакции ряда карбонатов с разбавленной кислотой знать и осуществлять на практике качественную реакцию на углекислый газ знать методы обнаружения воды при помощи бумаги из хлорида кобальта (ІІ) или безводного сульфата меди(іі). Знание и понимание, применение, анализ Учащийся Называет природные кислоты и щелочи и характеризует их свойства. Перечисляет вещества, являющиеся природными индикаторами. Объясняет процесс их экстракции. Различает химические индикаторы и изменение их окраски в различных средах. Определяет кислоты и щелочи с помощью универсального индикатора. Объясняет нейтрализующее действие кислот и щелочей друг на друга. Исследует реакции разбавленных кислот с различными металлами. 36

37 Воспроизводит качественную реакцию на водород. Исследует реакции разбавленных кислот с некоторыми карбонатами. Воспроизводит качественную реакцию на углекислый газ. Применяет методы обнаружения воды при помощи бумаги из хлорида кобальта (ІІ) или безводного сульфата меди (ІІ). Время выполнения: 25 минут Задания. Свойство, которым обладают щелочи: A) кислые на вкус B) обладают неприятным запахом C) мыльные на ощупь D) образуют окрашенные растворы 2. Каждое вещество имеет свою реакцию среды. [] (a) Приведите не менее двух примеров природных кислот. [] (b) Приведите не менее двух примеров природных щелочей [] 3. Различные растения растут в различных условиях рн. Какие растения лучше всего растут в щелочной почве? Растение Лучше всего растет в почве с ph A Капуста 6-8 B Картофель 4-7 C Клубника 5-7 D Пшеница 6-7 [2] 4. В отсутствии химических индикаторов для определения среды растворов можно использовать вытяжки из природного сырья. (a) Перечислите сырье, которое может быть использовано для приготовления природных индикаторов. [] (b) Опишите способ приготовления одного природного индикатора. [] 37

38 (с) Какую окраску данный природный индикатор приобретёт в кислой и щелочной среде? [] 5. В пробирках находятся два неизвестных бесцветных раствора. Для их определения ученик добавил в пробирки несколько капель индикатора. При этом раствор в первой пробирке изменил окраску на синюю, во второй - на красную. (a) Какой индикатор использовал ученик? [] (b) Какой раствор находился в первой пробирке? [] (с) Какой раствор находился во второй пробирке? [] 6. После обеда у Дмитрия Петровича начался острый приступ изжоги. Супруга дала ему выпить стакан слабого раствора пищевой соды и приступ прошёл. (a) В чём заключается причина изжоги? [] (b) Какой средой обладает раствор пищевой соды? [] (с) На какой реакции основано лечение изжоги? [] (d) Запишите словесное уравнение данной реакции. [] 7. На рисунках приведены установки для получения и сбора газов. А) 38

39 В) С) (a) На каком рисунке указан способ получения водорода? [] (b) Какие вещества используются для получения водорода в лаборатории? Напишите уравнение соответствующей реакции [] (с) Какой тест проводят на определение водорода? Каковы признаки обнаружения водорода? [2] 8. (a) Составьте словесное уравнение реакции карбоната натрия с разбавленной кислотой. Подчеркните газообразный продукт. [2] (b) Предложите план испытания газообразного продукта реакции. Каковы признаки обнаружения данного газа? [2] 9. С помощью какого вещества и каким способом можно определить присутствие воды? Каковы признаки обнаружения воды? [2] [Всего: 25 баллов] Критерии оценивания Называет природные кислоты и щелочи и характеризует их свойства. Определяет кислоты и щелочи с помощью универсального Дескриптор задания Учащийся определяет свойство, которым обладают щелочи; 2 приводит не менее двух примеров природных кислот; приводит не менее двух примеров природных щелочей; 3 определяет два растения, которые лучше растут в щелочной почве; Балл 2 39

40 индикатора. Перечисляет вещества, являющиеся природными индикаторами. Объясняет процесс их экстракции. Различает химические индикаторы и изменение их окраски в различных средах. Объясняет нейтрализующее действие кислот и щелочей друг на друга. Исследует реакции разбавленных кислот с различными металлами. Воспроизводит качественную реакцию на водород. Исследует реакции разбавленных кислот с некоторыми карбонатами. Воспроизводит качественную реакцию на углекислый газ. Применяет методы обнаружения воды при помощи бумаги из хлорида кобальта (ІІ) или безводного сульфата меди (ІІ). 4 перечисляет сырье, которое может быть использовано для приготовления природных индикаторов; описывает способ приготовления одного природного индикатора; записывает приобретенный индикатором цвет в кислой и щелочной среде; 5 определяет индикатор; определяет раствор в первой пробирке; определяет раствор во второй пробирке; 6 указывает причину изжоги; указывает среду раствора пищевой соды; называет реакцию, на которой основано лечение изжоги; записывает словесное уравнение реакции; 7 определяет способ получения водорода; записывает словесное уравнение получения водорода в лаборатории; записывает тест на определение водорода; записывает признаки обнаружения водорода; 8 (a) составляет словесное уравнение (b) реакции карбоната натрия с разбавленной кислотой; подчеркивает углекислый газ; предлагает план испытания газообразного продукта реакции; записывает признаки обнаружения углекислого газа; 9 указывает вещество и способ определения воды; записывает признаки обнаружения воды. Итого: 25 40

41 Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Простые химические реакции» ФИО учащегося: Критерии оценивания Уровень учебных достижений Низкий Средний Высокий Называет природные кислоты и щелочи и характеризует их свойства. Затрудняется назвать природные кислоты, щелочи и их свойства. Допускает ошибки в примерах кислот/ щелочей/свойствах щелочей. Называет природные кислоты и щелочи и их свойства. Определяет кислоты и щелочи с помощью универсального индикатора. Затрудняется определить щелочную и кислую среду с помощью универсального индикатора. Допускает ошибку в определении щелочной среды/ соответствующего растения по таблице. Пользуясь данными рн среды, определяет щелочную и кислую среду. Перечисляет вещества, являющиеся природными индикаторами. Объясняет процесс их экстракции. Затрудняется привести пример и метод получения природного индикатора. Допускает ошибку в примере/ методе получения природного индикатора. Приводит пример и метод для получения природного индикатора. Различает химические индикаторы и изменение их окраски в различных средах. Затрудняется определить индикатор и изменения их окраски в различных средах. Допускает ошибку в определении индикаторов/изменения окраски в первой/второй пробирках с различными средами. Верно определяет индикаторы и изменения их окраски в различных средах. Объясняет нейтрализующее действие кислот и щелочей друг на друга. Затрудняется объяснить нейтрализующее действие кислот и щелочей друг на друга. Допускает ошибку при объяснении причины изжоги / определении среды пищевой соды /нейтрализующего действия кислот и щелочей друг на друга /составлении уравнения реакции. Верно объясняет нейтрализующее действие кислот и щелочей друг на друга. 4

42 Исследует реакции разбавленных кислот с различными металлами. Затрудняется при определении способа получения водорода реакцией между кислотами и металлами. Допускает ошибку при определении способа получения водорода реакцией между кислотами и металлами/ записи уравнения реакции. Верно определяет реакции разбавленных кислот с различными металлами и получение водорода при этом. Воспроизводит качественную реакцию на водород. Затрудняется при определении качественной реакции на водород. Допускает ошибку при определении качественного реагента/ признаков реакции. Верно определяет качественную реакцию на водород. Исследует реакции разбавленных кислот с некоторыми карбонатами. Затрудняется при составлении уравнения реакции между разбавленными кислотами и карбонатами. Допускает ошибку при составлении уравнения реакции между разбавленными кислотами и карбонатами/ определении газообразного продукта реакции. Верно составляет уравнения реакций разбавленных кислот с карбонатами и определяет продукты реакции. Воспроизводит качественную реакцию на углекислый газ. Затрудняется при определении качественной реакции на углекислый газ. Допускает ошибку при определении качественной реакции на углекислый газ / признаков реакции. Верно определяет качественную реакцию на углекислый газ и признаки реакции. Применяет методы обнаружения воды при помощи бумаги из хлорида кобальта (ІІ) или безводного сульфата меди (ІІ). Затрудняется при применении качественной реакции на воду при помощи бумаги из хлорида кобальта (ІІ) или безводного сульфата меди (ІІ). Допускает ошибку при определении качественного реагента / процесса/ признаков при обнаружении воды. Верно определяет методы обнаружения воды при помощи бумаги из хлорида кобальта (ІІ) или безводного сульфата меди (ІІ). 42

43 Спецификация суммативного оценивания за 2 четверть 43

44 . Цель суммативного оценивания за четверть Суммативное оценивание направлено на проверку достижения учащимися целей обучения и выявление их уровня знаний, умений и навыков, приобретенных в течение четверти в рамках Интегрированной образовательной программы. Спецификация описывает содержание и процедуру проведения суммативного оценивания за четверть по предмету «Химия» в 7 классе. 2. Документ, определяющий содержание суммативного оценивания за четверть Учебная программа по предмету «Химия» Основная школа (7-0 классы) (с русским языком обучения). 3. Обзор суммативного оценивания за 2 четверть 3. Продолжительность теста: 60 минут Количество баллов: Структура суммативного оценивания В суммативном оценивании за четверть используются различные типы заданий: вопросы с множественным выбором ответа, вопросы, требующие краткого / развернутого ответов. Данный вариант состоит из 3 заданий, включающих вопросы с кратким и развернутым ответами. В вопросах, требующих краткого ответа, учащийся записывает ответ в виде численного значения, слова или короткого предложения. В вопросах, требующих развернутого ответа, учащийся должен показать всю последовательность действий в решении заданий для получения максимального балла. Оценивается способность учащегося выбирать и применять математические приемы в ряде математических контекстов. Задание может содержать несколько структурных частей/ вопросов. 44

45 Раздел Тема Описание/ тип заданий Кол-во заданий Общий балл 7.2 А Реакция горения Горючие/негорючие/ легковоспламеняющ иеся вещества Горение металлов и неметаллов, образование основных и кислотных оксидов. Учащиеся выполняют семь заданий с кратким ответом В Простые химические реакции Кислоты и щелочи Химические реакции кислот Индикаторы Распознавать водород, углекислый газ и воду в качестве новых веществ, образованных в результате реакции кислот. Учащиеся выполняют одно задание закрытого типа с множественным выбором ответов, пять заданий открытого типа с кратким ответом

46 4. Образец заданий и схема выставления баллов Задания суммативного оценивания за 2 четверть по предмету «Химия». В таблице представлены значения рн различных веществ. Определите вещество, обладающее наибольшей кислотностью? Вещества ph A Уксус 3 B Апельсиновый сок 5 C Морская вода 8 D Лимонный сок 2 [] 2. Расположите в порядке убывания процентного содержания в воздухе следующие вещества: кислород, углекислый газ, азот, аргон. [] 3. Ученик установил свечу в чашку, наполненную водой, зажег её и накрыл перевернутым стаканом. Через некоторое время свеча погасла и уровень воды в стакане поднялся на /5 часть (Рис.). Рис. (a) Напишите уравнение горения парафина [] (b) Почему спустя некоторое время свеча погасла? [] (с) О чём свидетельствует поднятие воды в стакане на /5 часть? [] 4. Горящую лучину внесли в колбу. Лучина вспыхнула и разгорелась. Определите, чем была заполнена колба. Поясните ответ. [] 5. Об образовании каких продуктов горения свидетельствуют следующие эксперименты: (a) Воронка, стенки которой смочены бесцветной известковой водой, устанавливается над горящей свечей. При этом капельки известковой воды мутнеют. [] 46

Показать еще


Дополните схему образования ионов

Похожие записи:



Законы кредита и их схемы

Как сделать эффект радуги на фото с помощью диска

Поздравления с днём рождения маме бывшего парня